пятница, 19 октября 2012 г.

Орнамент

Орнамент состоит из повторений рисунка и имеет раму. Повторяющиеся художественные элементы называются в орнаменте «мотивами». Простейшими мотивами являются черточки, ромбы, крест, угол, крест в ромбе, треугольник, четырехугольник.
Орнамент



У южных славян и на Руси вместе с христианством и письменностью распространилось византийское искусство, в том числе и орнамент. Орнаменты рукописей делятся на заставки и инициалы. Заставка (слово «заставица») есть украшение, стоящее в ширину страницы перед началом крупного отдела текста. Заставка еще в древнюю пору служила нередко рамой для вписанного заглавия. В русских рукописях появляются заставки-рамки, занимавшие всю поверхность заглавного листа. Существуют украшения, стоящие в конце отдела – концовки. Византийский орнамент имеет одну отличительную особенность: рамы его состоят из основных архитектурных мотивов, т. е. простейших геометрических форм, которые содержались в поздней античной архитектуре: прямоугольники, арки, круги, треугольники.

Византийские заставки бывают малые и большие. Малые заставки были получены Византией от каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистая травка, змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама малых заставок – узкая прямоугольная полоска. Большие заставки возникли в самой Византии. По концам заставки могут ставиться: листок, почка, цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки ставятся более крупные ветки. В самой заставке помещались иногда живописные изображения: лик Христа в круглой раме. Чаще помещались изображения животных: две птицы по сторонам сосуда. В роскошных рукописях с большими заставками фон был золотой. Господствовали краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.

Когда византийский орнамент вместе с установлением письменности переходил к славянам, в крупных славянских центрах возникли довольно точные подражания византийскому стилю. Но надолго у всей массы славянских писцов и рисовальщиков ни основной принцип византийского орнамента, ни его высокая техника не могли удержаться. Народные мастера упрощали произведения византийского стиля, примешивали к нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент стали называть варварским.

Растительный орнамент
После падения Византии в 1453 году Русь становится православным центром христианского мира и утверждает «Москва – третий Рим». Снова обращаются к византийским мотивам. Используется растительный орнамент русского, итальянского, французского происхождения. Изображение цветов, листьев, стеблей, плодов. Орнамент XVI–XVII вв. цветной или травной, более реалистичное изображение трав и цветов.

Растительный элемент – ветка – деленный пополам трехлепестковый цветок – крин. Крин возник в искусстве Двуречья. Возможно, олицетворял жизнь. Крин был в основе орнамента книжного, на предметах из дерева, на изделиях с чернью.
Большинство композиций, составляющих основу растительного орнамента Древней Руси, имеют строгое равенство правой и левой половин (зеркальная симметрия).

Бордюр – лента, состоящая из фигур, вытянутых вдоль одной прямой или бесконечный побег, образованный ветвями-полукринами. Бегунок, виноградная лоза, любое вьющееся растение служило художнику моделью.

Памятниками искусства, которые послужили примерами растительного орнамента Древней Руси, связаны с жизнью верхушки общества. Драгоценные ювелирные изделия, книги, росписи и резьба княжеских храмов и хором.
Пришло все это из Византии X–XI вв.: византийское серебро, церковная и светская утварь, костяные ларцы, изделия с эмалью.

Растительный орнамент появился не на пустом месте. Культ древа – древнейший у всех народов. В языческую пору у славян он занимал важное место в мировоззрении и ритуалах. Растительные мотивы широко представлены в искусстве кочевых народов Восточной Европы и Сибири еще до образования древнерусского государства.

Посмотреть видео сюжет про растительный орнамент "Академия художеств":

геометрический орнаментГеометрический орнамент
Для начала спросите у детей, из каких элементов состоят геометрические фигуры? Как из геометрических фигур можно составить орнамент?

Отрезки прямой линии, изогнутой, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, звезды, розетки, кресты. Линейки, зигзаги, цепи, ленты, волны, меандры. Плетенки.

В старовизантийском орнаменте заставки чаще геометрической формы: прямоугольники, арки. Круги, ромбы, треугольники. Из этих фигур состоит каркас заставки, а на них стилизованные растения, стебли, цветы, листья. Вокруг заставки располагались растения, звери, птицы.

Инициалы (буквицы) – композиции из геометрических и стилизованных лиственных мотивов.
Белые цветки, заключенные в окружность, треугольник и сердечки – так оформляли византийские рукописи.
Геометрический орнамент связан с такими работами, как вязание, плетение, вышивка, ткачество. Общие для геометрических орнаментов мотивы: круг, крест, треугольник.

византийские рукописи

Плетенный орнамент
Новый орнамент в русских книгах пришел к нам из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота.

В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей. Скандинавский звериный орнамент отличается от древнерусского угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей.

Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

При изображении реальных животных в средневековом искусстве преобладало воспроизведение традиционных образов. Но в древнерусском искусстве встречаются и живые изображения. Однако, основная масса зооморфных образов в прикладном искусстве Древней Руси отмечена яркими чертами стилизации.
плетенные буквицы и заставка





Дополнительно:
Истоки печатанья
Кто изобрёл книгопечатание?
Русская рукописная книга
Цифровая письменность

Комментариев нет:

Отправить комментарий